Чем Отличается Франчайзинг от Франшизы
Автор: Алексей Лоборев, директор по развитию управления по франчайзингу ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг»
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте остановимся на видах франчайзинга и определим, с чем мы будем сравнивать ресторанный франчайзинг. Обычно специалисты выделяют четыре вида франчайзинга, но один – франчайзинг бизнес формата – я предлагаю исключить, так как он представляет собой производную основных трех.
Итак, франчайзинг бывает:
• Производственным
Речь идет о крупных компаниях или даже холдингах, которые, обладая уникальным рецептом, запатентованной технологией изготовления готового продукта, передают право на использование этой технологии другому лицу. В этой категории можно рассматривать российские пивные компании, которые по лицензии выпускают популярные мировые марки пива.
• Товарный франчайзинг
Сегодня это самый популярный вид франчайзинга. Он представляет собой продажу брендированных товаров, производимых франчайзером. Самый простой пример – магазины одежды и обуви. Франчайзи покупают товар у изготовителя или третьих лиц, которые эксклюзивно представляют бренд в России. К привлекательным ценам добавляется наценка, и товары из новой коллекции становятся доступны покупателям. Один из популярных видов франчайзинга из-за простоты и невысокого уровня инвестиций.
• Сервисный или франчайзинг сферы услуг
Данный вид франчайзинга представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Как следует из названия, сфера его применения — услуги. Франчайзер на основании договора предоставляет партнеру право заниматься определенной деятельностью под своей торговой маркой. Вместе с договором передаются запатентованные технологии. Это могут быть как технологии приготовления блюд, так и технологии производства определенных услуг. Под этим видом франчайзинга открываются салоны красоты, фитнес клубы и рестораны.
Из перечисленных видов наиболее доступными для малого и среднего предпринимателя являются товарный и сервисный франчайзинг. Безусловно, производственный франчайзинг – выбор крупных корпораций, и о нем нам поведают авторы других статей, а пока сосредоточимся на сравнении товарного и сервисного франчайзинга.
Взаимоотношения между франчайзи и франчайзером начинаются не с покупки франшизы, а с первой встречи, когда за стол садятся потенциальный партнер и представитель бренда. Первая встреча одна из самых важных. Нет, она самая важная. Ошибиться в выборе франшизы, как и в выборе партнера – значит пожинать плоды ошибок в течение всех последующих лет работы. И здесь есть общий совет обеим сторонам: будьте максимально честны и откровенны друг с другом. Не увлекайтесь описанием только выгод и преимуществ, обязательно затроньте тему рисков. Если вы не обладаете достаточными инвестициями, чтобы открыть 2–3 магазина или ресторана, будьте готовы к тому, что в вашем городе может появиться конкурент, который будет продавать товары вашего бренда. И лучше для себя сразу определить, готовы вы принять такой сценарий или нет.
Потенциально каждый франчайзер заинтересован в увеличении количества работающих предприятий. Логика вполне понятная. Больше предприятий – выше прибыль, выше узнаваемость бренда на локальном уровне. Но и количество желающих повторить ваш успех посредством развития франшизы в определенном секторе рынка также будет увеличиваться. В ресторанном бизнесе стараются придерживаться правила: «один город – один партнер». В товарном франчайзинге тоже стараются следовать этому правилу, но соблазн отойти от данного принципа весьма велик. И даже если компания дает эксклюзив одному франчайзи, могут возникнуть подводные камни, например, наличие в регионе оптовых покупателей, о которых некоторые компании забывают упомянуть на первой встрече. В сфере услуг такого понятия просто не существует, а в товарном франчайзинге – это не редкость. Как поступит компания, когда в городе существуют и франчайзи, и оптовые покупатели, зависит только от политики правообладателя бренда и от количества товара, который вы выбираете у компании. Поэтому, чтобы не столкнуться с конкуренцией в процессе работы, не стесняйтесь и задавайте вопрос об оптовых покупателях и эксклюзивных правах на город, регион в случае как товарного, так и сервисного франчайзинга. Компании, продающие зрелые популярные бренды с достаточно высокими инвестициями, предпочитают искать стратегических партнеров в регионах, с тем, чтобы они были способны развивать на данной территории сеть предприятий. Однако, франчайзер, особенно с недорогой франшизой, может придерживаться и другой стратегии – не искать «глобального» партнера, а продавать франшизу любому желающему индивидуальному предпринимателю, соответствующему его критериям. Такой способ позволяет максимально быстро развиваться маленьким киоскам, магазинчикам, бытовым сервисам и т.п. В этом случае вам стоит поинтересоваться, какова политика и процедура в компании по отношению к распределению и утверждению локаций между франчайзи на территории одного города, чтобы избегать «каннибализма».
Франчайзинг одежды – выгодный бизнес в модной индустрии — Заграница
Франчайзинг одежды – выгодный бизнес в модной индустрии. Создать свой устойчивый и прибыльный бизнес без долгого изучения всех нюансов и тонкостей его ведения, возможных подводных камней, различных схем и хитросплетений сегодня можно при помощи франчайзинга.
Похожие страницы: