Чем Отличается Франчайзинг от Франшизы

FOX kids — досье франшизы | Франшиза FOX kids | Франчайзинг FOX

Автор: Алексей Лоборев, директор по развитию управления по франчайзингу ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг»

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте остановимся на видах франчайзинга и определим, с чем мы будем сравнивать ресторанный франчайзинг. Обычно специалисты выделяют четыре вида франчайзинга, но один – франчайзинг бизнес формата – я предлагаю исключить, так как он представляет собой производную основных трех.

Итак, франчайзинг бывает:

Производственным

Речь идет о крупных компаниях или даже холдингах, которые, обладая уникальным рецептом, запатентованной технологией изготовления готового продукта, передают право на использование этой технологии другому лицу. В этой категории можно рассматривать российские пивные компании, которые по лицензии выпускают популярные мировые марки пива.

Товарный франчайзинг

Сегодня это самый популярный вид франчайзинга. Он представляет собой продажу брендированных товаров, производимых франчайзером. Самый простой пример – магазины одежды и обуви. Франчайзи покупают товар у изготовителя или третьих лиц, которые эксклюзивно представляют бренд в России. К привлекательным ценам добавляется наценка, и товары из новой коллекции становятся доступны покупателям. Один из популярных видов франчайзинга из-за простоты и невысокого уровня инвестиций.

Сервисный или франчайзинг сферы услуг

Данный вид франчайзинга представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Как следует из названия, сфера его применения — услуги. Франчайзер на основании договора предоставляет партнеру право заниматься определенной деятельностью под своей торговой маркой. Вместе с договором передаются запатентованные технологии. Это могут быть как технологии приготовления блюд, так и технологии производства определенных услуг. Под этим видом франчайзинга открываются салоны красоты, фитнес клубы и рестораны.

Из перечисленных видов наиболее доступными для малого и среднего предпринимателя являются товарный и сервисный франчайзинг. Безусловно, производственный франчайзинг – выбор крупных корпораций, и о нем нам поведают авторы других статей, а пока сосредоточимся на сравнении товарного и сервисного франчайзинга.

Взаимоотношения между франчайзи и франчайзером начинаются не с покупки франшизы, а с первой встречи, когда за стол садятся потенциальный партнер и представитель бренда. Первая встреча одна из самых важных. Нет, она самая важная. Ошибиться в выборе франшизы, как и в выборе партнера – значит пожинать плоды ошибок в течение всех последующих лет работы. И здесь есть общий совет обеим сторонам: будьте максимально честны и откровенны друг с другом. Не увлекайтесь описанием только выгод и преимуществ, обязательно затроньте тему рисков. Если вы не обладаете достаточными инвестициями, чтобы открыть 2–3 магазина или ресторана, будьте готовы к тому, что в вашем городе может появиться конкурент, который будет продавать товары вашего бренда. И лучше для себя сразу определить, готовы вы принять такой сценарий или нет.

Потенциально каждый франчайзер заинтересован в увеличении количества работающих предприятий. Логика вполне понятная. Больше предприятий – выше прибыль, выше узнаваемость бренда на локальном уровне. Но и количество желающих повторить ваш успех посредством развития франшизы в определенном секторе рынка также будет увеличиваться. В ресторанном бизнесе стараются придерживаться правила: «один город – один партнер». В товарном франчайзинге тоже стараются следовать этому правилу, но соблазн отойти от данного принципа весьма велик. И даже если компания дает эксклюзив одному франчайзи, могут возникнуть подводные камни, например, наличие в регионе оптовых покупателей, о которых некоторые компании забывают упомянуть на первой встрече. В сфере услуг такого понятия просто не существует, а в товарном франчайзинге – это не редкость. Как поступит компания, когда в городе существуют и франчайзи, и оптовые покупатели, зависит только от политики правообладателя бренда и от количества товара, который вы выбираете у компании. Поэтому, чтобы не столкнуться с конкуренцией в процессе работы, не стесняйтесь и задавайте вопрос об оптовых покупателях и эксклюзивных правах на город, регион в случае как товарного, так и сервисного франчайзинга. Компании, продающие зрелые популярные бренды с достаточно высокими инвестициями, предпочитают искать стратегических партнеров в регионах, с тем, чтобы они были способны развивать на данной территории сеть предприятий. Однако, франчайзер, особенно с недорогой франшизой, может придерживаться и другой стратегии – не искать «глобального» партнера, а продавать франшизу любому желающему индивидуальному предпринимателю, соответствующему его критериям. Такой способ позволяет максимально быстро развиваться маленьким киоскам, магазинчикам, бытовым сервисам и т.п. В этом случае вам стоит поинтересоваться, какова политика и процедура в компании по отношению к распределению и утверждению локаций между франчайзи на территории одного города, чтобы избегать «каннибализма».

Франчайзинг одежды – выгодный бизнес в модной индустрии  — Заграница
Франчайзинг одежды – выгодный бизнес в модной индустрии. Создать свой устойчивый и прибыльный бизнес без долгого изучения всех нюансов и тонкостей его ведения, возможных подводных камней, различных схем и хитросплетений сегодня можно при помощи франчайзинга.

Похожие страницы: