Договор Франчайзинга в России



Декабрь 5th, 2011 admin 883 просмотров

адвокат Лежнин Р.А. Нормативное регулирование вопросов франчайзинга в России осуществляется при помощи главы 54 ГК РФ, которая определяет франчайзинг как коммерческую концессию. В российском законодательстве отсутствует термин «франчайзинг». Сегодня это слово имеет несколько разных значений в зависимости от сферы применения. Что же касается терминов «франчайзинг» и «франшиза», то они по сути равнозначны. Различия в их написании обусловлены лишь английской и французской транскрипцией в переводе на русский язык.

Ряд практикующих юристов критикует подмену в российском законодательстве понятия «франчайзинг» «коммерческой концессией», поскольку это приводят к конфликту между субъектами франшизных правоотношений, особенно в том случае, если один из участников — иностранная организация, так как адаптировать международные правовые акты к законам России достаточно трудно.

Понятие договора коммерческой концессии приведено ст. 1027 ГК РФ. Существенными условиями договора франчайзинга, являются:

1) условие о вознаграждение;

2)факт передача прав на товарный знак и знак обслуживания и иных исключительных прав.

Таким образом, если не соблюдены эти условия, то данный договор не будет считаться договором коммерческой концессии.

Характерной чертой коммерческой концессии является возможность субконцессии, то есть передача пользователем исключительных прав или части этих прав, по согласованию с правообладателем.

Другая важная черта коммерческой концессии заключается в том что договор продолжает действовать в случае изменения правообладателем коммерческого обозначения, фирменного наименования и других элементов исключительных прав. Однако в таком случае пользователь может потребовать расторжения договора и уменьшить вознаграждение, причитающееся правообладателю.

Договорная конструкция концессии по российскому законодательству имеет ряд особенностей:

- право пользователя в срочном договоре заключить договор на новый срок на тех же условиях (ст.1035 ГК РФ). Это значит, что к примеру нельзя при перезаключении договора на новый срок повышать роялти без согласия пользователя, хотя через несколько лет после первого заключения договора брэнд и бизнес-система франчайзора могут значительно подорожать;

- субсидиарная (по общему правилу) либо солидарная (в случае, если пользователь является производителем товаров правообладателя) ответственность правообладателя по требованиям к качеству товаров и услуг, реализуемых пользователем;

- требование о регистрации договора;

- безусловная возможность расторжения бессрочного договора без объяснения причин с уведомлением за 6 месяцев, если больший срок не установлен в договоре (это значит, что любая из сторон может в одностороннем порядке расторгнуть договор без применения санкций за расторжение).

Кроме договора коммерческой концессии, к договорам, с помощью которых можно оформить схожие с франчайзингом отношения, относятся лицензионный договор, агентский договор, договор на дистрибьюцию (если предполагается поставка товара), договор комиссии, и другие, причем отношения могут быть оформлены смешанным и комплексным договором.

В любом случае франчайзинг не может существовать без договора коммерческой концессии и/или лицензионного договора, поскольку в основе франчайзинговых отношений передача права использования брэнда (т.е. товарного знака, фирменного наименования, коммерческого обозначения).

Говоря о международном регулировании франчайзинга, можно отметить, что Международная торговая палата разработала Типовой договор франчайзинга, Всемирная организация интеллектуальной собственности разработала ряд инструкций и методических рекомендаций в области защиты интеллектуальных прав и прав на ноу-хау, а Международная ассоциация франчайзинга разработала этический кодекс для участников франшизных правоотношений.

"МегаФон" перекрыл шлюзы  — ComNews.ru
По ее словам, в качестве причины приостановления платежей "оператор указал тот факт, что "Связной" не предоставил дополнительную финансовую гарантию "сверх" условий, оговоренных в договоре и допсоглашениях к нему". "У "Связного" и "МегаФона" есть договор о сотрудничестве, .. 20 августа "Связной ..

«МИЭЛЬ-Аренда»: памятка первокурснику – как снять квартиру в Москве  — Пресс-релиз.ру (пресс-релиз)
33% респондентов хотели быть видеть в качестве квартиросъемщиков семейную пару без детей, 27% – семью с детьми, 14% – одинокого мужчину или женщину и только 1% – студента или студентку. Четверть опрошенных не имеют определенных ..

В ресторанах "Сбарро" работают в соответсвии с ТК  — Пресс-релиз.ру (пресс-релиз)
По словам Ольги Кухоткиной, Директора по персоналу компании «Г.М.Р. Планета Гостеприимства», подобной практики в компании за все время существования бренда никогда не было и быть не может, данный случай является единичным. «Все, что мы делаем, а это надо не ..

Георгий Пилипенко, руководитель группы компаний «Стронекс»: «Франшиза – ноу-хау для строителей»  — Бизнес-портал chel.RU
Сегодня, чтобы быть лидером на стройке, мало уметь строить дома, организации необходимо иметь собственную качественную среду, внедрять технологии управления процессом строительства. О том ..

Похожие страницы: