Особенности Договора Франчайзинга

Тема 9 Интеллектуальная собственность в международном частном

Южный федеральный университет,

344007, г. Ростов-на-Дону,

ул. М. Горького, 88

Southern Federal University,

88, M. Gorkogo St., Rostov-on-Don,

344007

Действующие институты гражданского права, такие как поставка, агентирование и франчайзинг, не отвечают потребностям рынка в части регулирования дистрибьюторских отношений. В настоящей статье приводится сравнительный анализ дистрибьюторского договора с договорами поставки, агентским договором и договором коммерческой концессии, а также анализ судебных актов, в которых суды дают оценку дистрибьюторскому договору, с целью выявить отличительные особенности последнего.

Ключевые слова: дистрибьютор, дистрибьюторский договор, поставка, агентирование, франчайзинг.

Current institutions of civil law, such as delivery, agency service and franchise, do not meet the market requirements regarding regulation of distribution relations. The comparative analysis of a distribution contract with a delivery contract, an agency contract and a contract of commercial concession as well as the analysis of judicial acts in which courts assess a distribution contract are carried out the article. The purpose of the research is to reveal distinctive features of the distribution contract.

Keywords: distributor, distribution contract, delivery, agency service, franchise.

Определение договора как соглашения об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ) отражает основной принцип гражданского права – диспозитивность. Стороны вольны в формировании условий договора и в выборе наиболее удобной договорной конструкции.

Однако, как справедливо отмечает В.П. Мозолин, «из содержания п. 1 ст. 432 ГК видно, что соглашение должно относиться в целом к договорам конкретного вида (купле-продаже, займу, подряду и т.д.), а не к условиям, составляющим лишь отдельные элементы таких договоров» [1]. При этом правильная квалификация конкретного соглашения как договора соответствующего вида имеет важное практическое значение: от нее зависит перечень существенных условий, что, в свою очередь, позволяет определить момент, с которого договор будет считаться заключенным. Следует отметить, что в условиях динамичного гражданского оборота попытки заранее определить все возможные виды договоров обречены на неудачу. В то же время отрицать существование очевидного – значит вывести из плоскости права целый пласт гражданско-правовых явлений. В исследуемой сфере отсутствие законодательного регулирования дистрибьюторских отношений, с одной стороны, и активное применение конструкции дистрибьюторского договора – с другой приводят к противоречивому толкованию ГК РФ и к судебным ошибкам.

Суды пытаются применять к указанным отношениям нормы о поставке в сочетании с нормами об агентском договоре, договоре оказания услуг или договоре франчайзинга. Негативные последствия указанной квалификации будут рассмотрены ниже.

При этом должны критически оцениваться попытки некоторых авторов разграничить дистрибьюторский договор с так называемым «дилерским» договором. Едва ли можно согласиться с таким утверждением: «в России производители порой заключают дистрибьюторские контракты с посредниками для сбыта товаров здесь же в России. В этих случаях дистрибьютор на самом деле является дилером. А вместо дистрибьюторского контракта с ним должен заключаться договор на исключительную продажу товара» [2]. В российском законодательстве термин «дилер» имеет весьма специфическое значение. Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» под ним понимается профессиональный участник рынка ценных бумаг. Таким образом, к исследуемым отношениям термины «дилер», «дилерский договор» применять не следует.

Дистрибьюторское соглашение относят к организационным договорам. Использование термина «торгово-распределительный договор» представляется менее удачным [3].

Под дистрибьюторским договором следует понимать договор, в рамках которого одна сторона (поставщик) обязуется предоставить другой стороне (дистрибьютору) эксклюзивное право продажи товаров на определенной территории, поставлять товар в установленном договором объеме, а дистрибьютор обязуется обеспечить согласованный сторонами гарантированный минимум продаж, не конкурировать с поставщиком за пределами указанной территории и на определенных договором условиях осуществлять мероприятия, направленные на повышение уровня продаж товаров поставщика [4].

Евгени и Венци смазват кризата със сладолед  — Труд
По това време учи икономика в университета в Свищов. Решава, че може да работи за себе си и започва под формата на франчайзинг партньорство да стопанисва своя витрина за насипен сладолед на популярна верига.

Где Боги - там и монстры  — Группа Быстрого Реагирования
По одному названию становится понятно, что писатель пытается замахнуться на лавры «Гарри Поттера» и, если не переплюнуть, то хотя бы занять место в освободившейся нише «сверхпопулярная подростковая франшиза». За рубежом с этим дела обстоят .. все, к чему прикоснется.

Похожие страницы: