Бизнес Журнал Франшиза с Тараканами

Почему в МакДоналдсе все такое вкусное: откуда берут мясо и из

Будет весьма прискорбно, если недобросовестные дельцы, пользующиеся правовой неопределенностью в этой сфере, опорочат великую идею.

Пока Россия в области франчайзинга, похоже, уверенной поступью направляется в сторону «граблей», на которые уже наступали Соединенные Штаты: там в 1970-е дело доходило до массовых протестов малых предпринимателей — покупателей жульнических франшиз, а слово «франчайзинг» на некоторое время стало чуть ли не ругательным. Первым опомнился и принял закон, регулирующий взаимоотношения в области франчайзинга, штат Калифорния (California Franchise Investment Law, 1971). К тому времени в калифорнийских судах около 70% (!) споров хозяйствующих субъектов так или иначе были связаны с франчайзингом или мошенничеством в этой сфере, говорит Инга Рыкова, председатель подкомитета по франчайзингу при ТПП РФ и руководитель Школы профессионального франчайзинга.

В российском законодательстве само слово «франчайзинг» до сих пор нигде не упоминается. Поэтому юристы обычно предлагают пользоваться «иносказанием»: коммерческая концессия (см. главу 54 ГК РФ). Сути возникающих между франчайзером и франчайзи правоотношений оно в полной мере не раскрывает, поэтому предприниматели узаконивают сотрудничество немного ходульной конструкцией из нескольких договоров (например, лицензионного, дилерского и т. д.), а договор концессии ввиду необходимости регистрировать его в Роспатенте многие франчайзеры вообще предпочитают не заключать. Кроме того, франчайзеру ничто не мешает сулить потенциальному франчайзи сумасшедшую рентабельность и скрывать существенные детали относительно будущего бизнеса.

В общем, водичка достаточно мутная для того, чтобы начали появляться желающие половить в ней рыбку.

Удвоение «Зары»

Выуживать из Интернета подозрительные предложения купить франшизу «Бизнес-журналу» долго не пришлось. В магазине франшиз на сайте Franchising.Su (к моменту сдачи номера сайт перекочевал на домен Arbat15.Ru), принадлежащем некой Международной ассоциации франчайзинга в России и СНГ (далее — МАФ), среди обширного ассортимента красовалась аппетитная франшиза магазина модной одежды Zara, на которую мы сразу же сделали «стойку». Марка эта среди российских покупателей весьма популярна, так что работать под такой вывеской было бы в радость любому предпринимателю, решившему заняться одежным ритейлом. Да вот незадача: доподлинно известно, что владелец сети и товарного знака Zara— испанская компания Inditex (4, 3 тыс. магазинов различных брэндов в 73 странах, оборот в 2008 году — 10, 4 млрд евро) — в России открывает лишь собственные магазины. Кому понадобилось продавать дырку от бублика?

Впрочем, после красочного описания достоинств франшизы Zara на сайте обнаружилась приписка: «Франшиза не продается в связи с выкупом мастер-франшизы на Россию». Но всех заинтересовавшихся, тем не менее, зазывали купить другую — ZaraZara. Почти как Zara, даже «лучше»: и логотипчик точь-в-точь, только двойной, и оформление торговой точки похожее, а формат бутика — мультибрэндовый. В данном случае франчайзер обещал поставлять в магазины своих франчайзи, помимо одежды собственно Zara, еще и MEXX, Hugo Boss, Roberto Cavalli и кучу других марок. Паушальный взнос — за такую-то франшизу — всего 5 тысяч у. е.! Душок аферы стал явственно ощутим.

Cтали наводить справки о сети ZaraZara и убедились, что примечание на сайте ассоциации — «на данную франшизу ажиотажный спрос, в связи с этим часть регионов уже закрыта для сотрудничества» — истинная правда. Магазинов оказалось уверенно более трех с половиной десятков, причем не только в России, но также в Молдове и Украине. Идут торжественные открытия бутиков «известной марки», рекламные публикации в местной прессе, а в поддержку кампании — весомое присутствие в Интернете. Одних только сделанных будто бы под копирку сайтов, посвященных марке, мы насчитали с десяток. Российские одежные ритейлеры, как оказалось, пребывают в легком недоумении. «Возвращаясь из регионов, мои менеджеры часто говорят: представляете, и там эта странная ZaraZara появилась! — признается владелица федеральной франчайзинговой сети магазинов из Санкт-Петербурга. — Открываются эти магазины в торговых центрах не первого эшелона, как будто знают, куда им не стоит соваться. Впрочем, утверждать ничего не берусь: вдруг у этой марки нормальные корни?»

Американская Hillmen подала в суд на "дочку" ЛУКОЙЛа  — Росбалт.RU
Американская фирма Hillmen Inc., выразив недовольство франчайзинговой политикой LUKOIL North America LLC, "дочки" ЛУКОЙЛа, обратилась с иском в Федеральный суд Пенсильвании. Hillmen в .. Согласно законопроекту, фиксированная ставка налога составит 6% от дохода. Авто.

Похожие страницы: