Франчайзинг История Развития

Развитие франчайзинга в России основан на использовании или продаже какого-либо товара. Этот товар должен иметь ограниченную номенклатуру и принадлежать известной торговой марке. В качестве товара может выступать продукт,услуга,производственный или бизнес-процесс,а также комплекс перечисленных объектов.

За построение франчайзингового бизнеса отвечают,по крайней мере,две стороны,которые заключают франчайзинговый договор. Франчайзер – это компания,которая продает лицензию на право пользования ее брендом или ноу-хау. Например,франчайзер придумал особый стиль ведения ресторанного бизнеса или у него возникла идея,как создавать уникальные сувениры. Он изучил рынок,реализовал бизнес-идеи,сделал свою компанию успешной,создал положительную репутацию и узнаваемый бренд. На все это франчайзер потратил немалые деньги,но его бизнес стал известным,надежным и приносит реальную прибыль. После того,как на практике доказана жизнеспособность бизнес-идеи и ее воспроизводимость,компания может предлагать эту концепцию другим предпринимателям,которые хотят повторить успех франчайзера.

Франчайзи – это компания или частный предприниматель,который покупает возможность обучаться и получать помощь во время становления собственного дела под брендом франчайзера. Франчайзи сам оплачивает создание своего бизнеса,но франшиза дает возможность при этом ощутимо сэкономить,получив скидки на поставку расходных материалов и оборудования. К тому же,франчайзи не нужно вкладывать значительные средства в рекламу,поскольку он продвигает уже раскрученную марку. Обычно прибыль от франчайзингового бизнеса превышает затраты на покупку франшизы и расходы на открытие и продвижение бизнеса.

Франчайзи оплачивает паушальный взнос,после чего имеет право:

  • пользоваться торговой маркой,фирменным стилем франчайзера,
  • создавать собственную франчайзинговую организацию,
  • получать набор услуг,которые необходимы для открытия предприятия.

После запуска нового магазина,ресторана или другого объекта по франшизе,франчайзер продолжает оказывать своему новому партнеру консультативную помощь,проводит ребрендинг марки,изучает потребительский рынок,разрабатывает какие-то новинки,то есть продолжает заниматься развитием своего бренда. Для покрытия этих расходов введено роялти,которое регулярно и обязательно выплачивают франчайзи.Перспективы развития франчайзинга в РоссииОднако некоторые компании отменяют роялти для своих партнеров.

Существует еще отчисления в рекламный фонд и дополнительные платежи. Все они указываются во франчайзинговом договоре.

Развитие франчайзинга имеет свою интересную историю

История развития франчайзинга началась еще в 1851 году,когда Исаак Зингер,согласно письменным договорам с дистрибьюторами,начал передавать права на продажу и ремонт своих швейных машинок. Стимулом послужило массовое производство и распространение машинок Зингер в США,но при этом отсутствовала система сервиса. Поэтому и была создана первая в мире франчайзинговая сеть независимых компаний,каждая на своей территории обслуживали и ремонтировали знаменитые швейные машинки.

Развитие франчайзинга продолжила в 1898 году компания «Дженерал моторс»,которая активно практиковала франчайзинговое диллерство. Привычный нам товарный франчайзинг начал распространятся по всему миру с 1920 года. В роли франчайзеров выступали оптовые поставщики,которые привлекали к реализации своих товаров розничные точки,предоставляя им многочисленные скидки. При этом марка,созданная оптовиком,сохранялась,а торговые точки оставались независимыми.

История развития франчайзинга включает и годы кризиса в экономике США. В период Великой депрессии (1930 г.) франшизу взяли на вооружение нефтеперерабатывающие компании. Появились сетевые АЗС,принадлежащие франчайзи.

Возникновению франчайзинга в его современном виде мы обязаны американцу Рэю Кроку,который стал основателем сети ресторанов Макдоналдс. В 1945 году он заинтересовался небольшим рестораном быстрого питания в San Bernardino,познакомился с его владельцами и купил лицензию на право открывать такие же рестораны. В 1955 году Рэй Крок зарегистрировал компанию McDonald’s System,Inc.,которая стала первым образцом Business Format Franchisings,то есть франчайзинга,при котором передается право на всю систему ведения бизнеса.Развитие франчайзинга

Развитие франчайзинга в России

Принято считать,что первая франшиза в Россию была продана компанией Баскин Роббинс. Под этим брендом и сегодня динамично развивается сеть кафе по всей территории нашей страны. Однако пионером в российском франчайзинге является Владимир Довгань,который создал две франчайзинговые компании: «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб». Именно он первым взялся за развитие франчайзинга в России и популяризацию этого направления в бизнесе. Владимир Довгань написал книгу о франчайзинге и стал первым россиянином,принятым в Международную Ассоциацию Франчайзинга.

В 2006 году на форуме в Давосе было отмечено,что Россия привлекает к себе повышенный интерес со стороны мировых корпораций. Наша страна стала расцениваться,как огромный и постоянно увеличивающийся потребительский рынок. К тому времени на нашей территории уже работали франчайзинговые системы: "Carlo Pazolini","Kodak","Baskin Robbins","Sbarro","Xerox","Subway"и др. Развитие франчайзинга происходит и за счет российских брендов: "Эконика-обувь",«Копейка»,«1С»,«Бегемот» и т.д.

Несмотря на хорошие перспективы развития франчайзинга в России,темпы его невелики по сравнению со странами Запада. Одной из причин является экономическая нестабильность. Постоянные скачки в развитии отечественной экономики приводят к колебаниям покупательского спроса на все виды товаров. Собственность подвергается регулярному переделу. Все это сказывается на франчайзи. Уже тот факт,что большая часть площадей в их собственности арендованная,отрицательно влияет на франчайзи,когда эти площади переходят к другому владельцу.

К тому же,не у каждого предпринимателя найдется стартовый капитал и для открытия собственного бизнеса,и для покупки франшизы. Взять кредит в банке – это еще одна проблема. Кредитование франчайзи усложняет и существующая в России правовая система.

Однако перспективы развития франчайзинга в России остаются хорошими и не вызывают сомнения. Ведь в российских условиях по франчайзингу уже развиваются десятки зарубежных компаний и тысячи розничных точек.

Как вести бизнес с опорой на собственных родственников  — Деловой еженедельник Компания
Реформы отразились на всем, начиная с розничной сети и заканчивая отделом дизайна и маркетинга. В результате весной 2012 г., кроме женской, мужской и детской линий, SELA выпустила отдельную молодежную коллекцию, разработанную под руководством Алексис Остроброд.

«Шоколадница» покупает «Япошу»  — AdIndex.ru
Они первые на рынке, у них по всей стране более 400 собственных кофеен (около 200 из них в Москве и Подмосковье), тогда как остальные сети только подходят к первой сотне - говорит он. С 2008 года «Шоколадница» также развивает сеть франчайзинговых заведений.

Группа компаний Технополис проводит Technopolis Summit: крупнейшее matchmaking-мероприятие  — Информационный портал spbIT.ru
Среди них будет Ларс Ингерслев – руководитель бизнес-подразделения Talent Solutions Nordics известнейшей деловой сети LinkedIn , обладающий обширным опытом в области руководства высокотехнологичными компаниями и готовый поделиться секретами успеха эффективного поиска ..

Похожие страницы: