Лизинг Форфейтинг Франчайзинг

Банки Москвы

Бесплатная подписка!

Бизнес и образование

Активизация инновационной

деятельности малого

предпринимательства

в Омском регионе

Наталья Телицына,

старший преподаватель кафедры экономики омского филиала МФПА

Качественный рост промышленного производства, подъем экономики в современных условиях невозможен без интенсивного развития иннова­ционной составляющей. Для этого необходима консолидация научных, технических, правовых, материальных и социальных ресурсов, что являет­ся не столько экономической, сколько политической задачей.
Успех государственной инновационной по­литики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом транс­ферта знаний и технологий. Малый бизнес вно­сит существенный вклад в трансформацию структуры различных секторов экономики, вы­ступает основой формирования новых рынков. В силу своей гибкости и адаптивности малый бизнес, с одной стороны, играет роль инку­батора экономических и технологических нова­ций, которые в случае успеха распространяются на всю экономическую систему, а с другой – да­ет экономике страны мощный импульс устойчи­вой положительной динамики.
Малый бизнес является инновационным по своей природе, однако в условиях экономики знаний это его качество усиливается и он пре­вращается в ключевой фактор трансформаци­онных изменений. Во-первых, малый бизнес выступает в качестве такой институциональной структуры, которая обеспечивает подвижность и динамизм экономической системе в целом, спо­собствует быстрой коммерциализации резуль­татов исследований и разработок, а также адап­тации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на ускоренные темпы инновационного развития. Во-вторых, благодаря современным информационным технологиям, которые суще­ственным образом меняют саму модель функ­ционирования различных структур, обеспечива­ется доступ малых предприятий к новым видам деятельности, и увеличивается доля малого бизнеса на мировом рынке товаров и услуг. В-третьих, информационные технологии создают условия для снижения издержек производства и позволяют малым предприятиям повысить свою конкурентоспособность.
Переход к ресурсосберегающему и конку­рентоспособному типу развития экономики ре­гиона требует ее институционального переуст­ройства, обеспечения рационального сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования инновационной деятельности малого предпринимательства, которое должно позволить устранить сложившиеся барьеры, затрудняющие перераспределение финансово-инвестиционных ресурсов в приоритетные сфе­ры экономики региона и получение масштабно­го ресурсосберегающего эффекта.
В настоящее время важно реализовать ре­сурсосберегающую модель преобразования внут­ренней и внешней среды инновационной сферы предпринимательской деятельности, ориентиро­ванную на решение сложившихся проблем инсти­туциональной трансформации предприятий и по­вышение их конкурентоспособности. Отказ от ресурсорасточительной концепции функционирова­ния инновационной деятельности малого пред­принимательства требует смены модели взаимо­действия государства с предпринимательскими структурами, реформирование государственных структур на основе активного использования ры­ночных методов менеджмента. Необходимо про­ведение реформы государственного управления, его рационализация и демократизация, отделение в структурах государственной власти стратегиче­ских и контролирующих функций от исполнитель­ских; освоение эффективных технологий корпора­тивного управления государственными служащи­ми гражданского сектора с учетом передового российского и зарубежного опыта.
Государственная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна способствовать осуществлению струк­турных изменений двояким образом: во-первых, стимулировать совершенствование структуры существующих отраслей, ускоряя их переход из неконкурентоспособных сегментов экономики в сегменты с более высоким потенциалом роста, во-вторых, помогать диверсификации благодаря вне­дрению новых производств и видов услуг.
Малое предпринимательство характери­зуется низким уровнем собственных накопле­ний и практическим отсутствием временно свободных денежных средств. Сложившаяся ситуация с особой остротой выдвигает необ­ходимость формирования эффективной сис­темы финансово-кредитного обеспечения ин­новационной деятельности малого бизнеса, устранения сложившихся финансово-институциональных барьеров, затрудняющих переход малого предпринимательства на траек­торию инновационного развития и повышение его конкурентоспособности, изменении роли и функции финансовых институтов и инструмен­тов в соответствии с требованиями времени.
Финансово-кредитная поддержка инноваци­онной деятельности малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать требуется жизнеспо­собные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и приоритетным направ­лениям социально-экономического развития ре­гиона. Учитывая крайнюю ограниченность ресур­сов бюджетов всех уровней, основной акцент в государственных программах должен быть сделан на развитии прогрессивных финансовых техноло­гий привлечения внебюджетных ресурсов, особое значение при этом приобретают нетрадиционные формы финансирования программ поддержки и развития малого предпринимательства, основан­ные на государственно-частном партнерстве.
Для финансовой поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства весьма актуальны схемы смешанного финанси­рования программ и проектов, в которых пред­принимателям предоставляются собственно не кредиты, а частичная компенсация «рыночного» процента за коммерческие кредитные услуги в форме инвестиционных вложений в предприни­мательские проекты или региональные програм­мы, а также лизинг, франчайзинг, факторинг, форфейтинг, венчурное кредитование.
На региональном уровне происходит непо­средственное взаимодействие государственных и рыночных институтов с конкретными малыми предприятиями. В силу своей специфики ма­лый бизнес в нашей стране имеет ярко выра­женную региональную ориентацию и является важным фактором реализации инновационной экономики региона. В связи с этим региональ­ные власти должны обладать достаточно широкими возможностями влиять на развитие предпринимательских структур.
В настоящее время в Омском регионе достигнут значительный прогресс в развитии малого предпринимательства. Так, по состоя­нию на 23 декабря 2009 года на территории Ом­ской области численность занятых в организациях малого бизнеса за последние 5 лет выросла на 60% и превысила 163 тысячи человек. Инвестиции в основной капитал малого и среднего бизнеса за 5 лет выросли в 5 раз.
Для поддержки предпринимателей в условиях финансово-экономического кризиса 30 предприятий получили финансовую помощь в размере более 7 млн рублей. С начала года в рамках целевой программы информационную и консультационную помощь получили более 3 тысяч предпринимателей, участвовавших в семинарах, «круглых столах», конференциях по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Эффективность использования потенциала города Омска во многом зависит от условий инновационной деятельности малых предприятий, их участия в структурной перестройке и модернизации промышленности, строительной индустрии, развитии сферы услуг. В соответствии с Концепцией развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области за период с 2007 по 2015 гг. произойдет рост доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаре с 0, 6 по 8%; увеличение количества крупных и средних организаций, занимающихся разработкой инноваций в Омской области, с 43 до 150 единиц; внедрение в производство от 6 до не менее 20 передовых технологий.
Программы поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства должны быть ориентированы на активное использование мер, способствующих получению наибольшего сетевого эффекта развития хозяйственной деятельности. К их числу следует отнести, например, такие как разработка npоектов создания площадок для работы малых предприятий, а также территориальной производственной зоны (технополиса) для субъектов малого предпринимательства на основе имущественного комплекса одного из неплатежеспособных крупных предприятий Омска. Приоритетные подходы в развитии малого инновационного предпринимательства нашли свое отражение в проекте «Региональный бизнес-инкубатор», «Oмский локомотив-М», направленные на создание омской модели национальной инновационной системы. Стратегией развития области намечено, что за 2006 – 2020 гг. доля занятых на предприятиях малого предпринимательства возрастет с 14 до 40% от общего числа занятых в экономике Омской области, доля валового выпуска товаров услуг увеличится с 7 до 25%.
Важную роль могут играть меры, способствующие развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, занятых в сфере ремесел, хлебопечения, на транспорте, в розничной и оптовой торговле; реализации межрегиональных международных программ и мероприятий по развитию малого бизнеса.
Помимо бизнеса, важную роль в инновационно ориентированной экономике играют два элемента, находящиеся вне рыночного сектора: наука и образование. Активная поддержка фундаментальных исследований, а также поддержка со стороны государства системы образования и подготовки (или переподготовки) специалистов в инновационно ориентированной экономике не менее важны для реализации новых технологий и глубокой технологической реструктуризации производства, создания конкурентных преимуществ национального бизнеса и укрепления его позиций на мировом рынке.
Таким образом, для активизации деятельности малого предпринимательства Омского региона необходимо решение широкого круга задач: формирование государственными и региональными структурами организационных, социальных, экономических, правовых условий, способствующих развитию малого предпринимательства, что позволит эффективнее использовать его потенциал в целях реализации инновационной экономики региона, ускорения экономического роста, а также перехода экономики всей страны на траекторию конкурентноспособного развития.
Обратная связь и навигация
Подписка на журнал
Посмотреть журнал

7 владельцев спортивных клубов, сидевших в тюрьме (ФОТО)  — Общая Газета.РУ
Годом позже владелец "Марселя" Бернар Тапи был обвинён в коррупции и подкупе свидетелей, за что был приговорён к двум годам лишения свободы, кроме того, он был на три года лишён гражданских прав. В итоге Тапи отсидел шесть месяцев в тюрьме. В дальнейшем он ещё не раз оказывался в центре ..

Дайджест российских СМИ - 30 августа  — РИА Новости
Эта норма была отменена в 2004 году: тогда в федеральный закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения" была внесена норма о бесплатной регистрации. Теперь в ФМС предлагают обязать граждан платить по 200 руб. за эту операцию. Кроме того, ведомство ...

Похожие страницы: