Особенности Международного Франчайзинга

Франчайзинг Франчайзинг по-украински Франчайзинг по-украински Несмотря на недостатки правового регулирования, договор франчайзинга постепенно приобретает все большую популярность на территории Украины.

Об этом свидетельствует и судебная практика, и деловая практика последних лет.

В чем особенности правового регулирования франчайзинга в Украине и на какие моменты следует обратить внимание сторонам при его заключении рассмотрено в данной статье.

Первой особенностью правового регулирования франчайзинга в Украине является то, что у нас этот вид договоров носит название «коммерческой концессии».

Так, согласно ст. 1115 ГКУ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за плату право пользования в соответствии с ее требованиями комплексом принадлежащих этой стороне прав с целью изготовления и (или) продаж определенного вида товара и (или) предоставления услуг.

Отсюда, как минимум, путаница с терминологией. Стороны договора в украинском законодательстве, как видим, тоже называются по-иному, чем это принято в международной практике: франчайзер называется правообладателем, а франчайзи — пользователем.

Несмотря на то, что по договору франчайзинга передается целый комплекс прав: от методов ведения бизнеса до коммерческого опыта и деловой репутации, основным предметом договора коммерческой концессии, так сказать ее ядром, является право на использование объектов права интеллектуальной собственности (торговых марок, промышленных образцов, изобретений, произведений, коммерческих тайн и т. п.).

Этим объясняется популярность франчайзинга в мире, а теперь и в Украине: в результате передачи комплекса прав по договору франчайзинга, франчайзи получает уже готовую бизнес-идею, которую ему остается только воплотить на своей территории.

Мы советуем пользоваться «отечественной терминологией» по крайней мере для внутренних договоров. Хотя даже при использовании терминологии франчайзинга, принятой в международном обороте, украинские суды трактуют такие правоотношения как отношения коммерческой концессии, следовательно проблем с толкованием у участников таких правоотношений возникнуть не должно.

Второй особенностью франчайзинга в Украине является то, что согласно части 2 статьи 1118 ГКУ договор коммерческой концессии подлежит обязательной государственной регистрации. При чем проводить такую регистрацию должен орган, который осуществил государственную регистрацию франчайзера.

Если же правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, осуществившим государственную регистрацию пользователя. Но проблема заключается в том, что порядок такой регистрации до сих пор не утвержден и государственные регистраторы отказывают обратившимся в такой регистрации, мотивируя это отсутствием полномочий для совершения таких действий.

В поисках выхода из правового тупика, предприниматели прибегали к разным способам разрешения ситуации. Одним из них является оформление комплекса других договоров вместо одного договора франчайзинга: инвестиционного, лицензионного, договора аренды, договора об оказании консалтинговых услуг и т. д. Помимо явного неудобства, связанного с большим количеством документов, регулирующих отношения сторон, этот подход таит в себе другую опасность - признание сделки мнимой, со всеми вытекающими последствиями.

Второй совет, который очень часто дают сторонам договора франчайзинга: добиваться регистрации договора в судебном порядке. Но как быть с тем фактом, что согласно Конституции Украины (ст. 19) все органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.

А Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» не предусматривает возможности государственной регистрации договоров коммерческой концессии государственными регистраторами и не содержит такой обязанности государственного регистратора.

Похоже выход из ситуации для предпринимателей наметили сами суды. Так Хозяйственный суд г. Киев, вынося решение по делу № 910/26026/13 от 14.03.13г. обратил внимание на тот факт, что недостатки законодательного регулирования в вопросе государственной регистрации договоров коммерческой концессии не могут быть основанием требовать в судебном порядке признать договор недействительным, и в любом случае, отсутствие регистрации договора коммерческой концессии в соответствующем органе, не влечет за собой его недействительность, а лишь лишает стороны права ссылаться на такой договор в отношениях с третьими лицами, что прямо предусмотрено ч.4 ст. 1118 ГКУ.

Таким образом, по мнению суда, для того, чтобы договор коммерческой концессии считался действительным достаточно соблюдения простой письменной формы.

Говоря об особенностях франчайзинга в Украине нельзя не упомянуть о специфике налогообложения роялти в пользу правообладателя, а точнее отнесения роялти на валовые расходы.

Так, в состав затрат не включаются роялти, выплаченные в пользу нерезидента, в объеме превышающем 4% дохода от реализации продукции за год, предшествующий отчетному и, в полном объеме, роялти, выплаченные в пользу нерезидента, имеющего офшорный статус (ст. 140 НКУ ). Эту особенность должны учитывать украинские франчайзи, приобретающие зарубежные франшизы.

На какие моменты следует обратить внимание при заключении договора коммерческой концессии (франчайзинга):

  • территория на которой франчайзи получает право использовать предмет договора;
  • обязанность правообладателя не передавать аналогичные комплексы прав на территории деятельности франчайзи другим лицам и самому воздерживаться от конкуренции с ним;
  • обязанность франчайзи не получать аналогичные комплексы прав от других лиц, кроме правообладателя;
  • структура и размер платежей, выплачиваемых в пользу правообладателя;
  • обязанность и порядок согласования с правообладателем размещения мест продажи товаров или оказания услуг, внутреннее и внешнее оформление и оснащение таких помещений;
  • обучение и повышение квалификации персонала;
  • порядок контроля и проведения проверок соблюдения стандартов бренда пользователем;
  • порядок досрочного расторжения договора и выплаты компенсации;
  • наличие проспекта франчайзинга в качестве неотъемлемой части договора (в некоторых странах является обязательным).

«МИЭЛЬ-Аренда»: клиенты «МИЭЛЬ» получают страховку от ООО «Росгосстрах»  — Пресс-релиз.ру (пресс-релиз)
Эти риски обусловлены, в первую очередь, цикличностью арендного рынка, когда один объект может пересдаваться много раз, и когда снимать одну и ту же квартиру могут совершенно разные люди. Таким образом, арендное ..

Развитие франчайзинга в Новосибирске  — РИА Сибирь
У этой компании далеко идущие планы, которые в будущем гарантируют выход на международный уровень. На сегодняшний день уже можно с уверенностью сказать о том, что франчайзинговые сети стали ..

Кто и зачем идёт в франчайзи  — МИР и Политика
Группа «Лайф» уже инвестировала по такой схеме в объекты франчайзиговой сети «Тонус-клуб» в Москве и Самаре, в ресторан по франшизе пермской компании «Алендвик» и в некоторые другие проекты. ..

Похожие страницы: