Франчайзинг в Украине Правовое Регулирование

«Действующий Налоговый кодекс нивелирует возможность развития франчайзинга в Украине»

ЮЛИЯ САХАРОВА

В обмен на одноразовую уплату франшизы и ежемесячный платеж (роялти) франчайзи получает достаточно известный торговый знак, надежный метод ведения бизнеса, целый пакет технологий и ноу-хау и самое главное — уже сформированную репутацию на рынке. В европейских странах франчайзинг является привлекательным для многих отельеров и рестораторов. Да и отечественные бизнесмены стали всерьез задумываться над расширением своих сетей путем франчайзинга. Однако такая форма сотрудничества не урегулирована на законодательном уровне, поэтому возникает много вопросов...

Правило хорошего тона

На заседании комитета финансов и права клуба Hoteliero юристы и финансисты имели возможность обменяться мнениями, поделиться опытом и узнать об актуальных вопросах, волнующих как будущих франчайзи, так и франчайзеров.

Франчайзинг, как и любое другое направление развития бизнеса, имеет ряд преимуществ и недостатков. Его преимуществами руководитель практики гостиничного и ресторанного бизнеса АО Arzinger Лада Шелковникова считает свободу в управлении бизнесом, одноразовую уплату франшизы и возможность расторгнуть договор. Однако у такой формы сотрудничества есть и недостатки: при максимальной степени привлечения собственника франчайзер не несет ответственности за финансовые результаты. Кроме того, негативный имидж любого объекта может подорвать доверие клиентов к сети в целом.

Во время мероприятия Л.Шелков­никова рассказала, где можно найти информацию о бренде. Такие сведения, по ее словам, есть в проспектах для франчайзи, которые во многих странах являются обязательным документом. «Создавать такие проспекты — это правило хорошего тона», — отметила докладчик. Впрочем, в нашей стране такой документ не является обязательным.

Дорогое удовольствие

Чтобы избежать неприятностей и непредсказуемых моментов как для франчайзи, так и для франчайзера, нужно путем переговоров достичь согласия относительно ключевых положений договора франчайзинга. К последним, в частности, относятся условия, касающиеся структуры платежей, плана приведения в соответствие материально-технического оснащения, отношений в случае продажи гостиницы или ресторана, обучения и повышения квалификации персонала и руководящего состава, форм проверок соблюдения стандартов бренда, досрочного расторжения договора и выплаты компенсации (так называемых заранее оцененных убытков) и, наконец, программы лояльности бренда.

Особого внимания, по мнению докладчика, заслуживает условие договора относительно структуры платежей, включающей: первоначальный взнос и периодические платежи (роялти), плату за рекламные и маркетинговые услуги, за бронирование (для гостиниц) и за участие в программе лояльности, а также другие факультативные платежи. Размер последних, как правило, не указан в проспекте, поэтому их объем специалисты советуют всегда уточнять, чтобы избежать неожиданных расходов.

У франчайзи есть возможность досрочно расторгнуть договор и выйти из бизнеса. Однако в таком случае предусмотрена выплата компенсации. Л.Шелковникова ознакомила участников заседания с моделями расчета такой компенсации. Так, франчайзи может заплатить компенсацию, равную франчайзинговым платежам, внесенным в течение последних двух-трех лет, или же определенную фиксированную сумму — все зависит от договоренности между сторонами. «Досрочное расторжение договора — одно из самых дорогих удовольствий, которые может позволить себе франчайзи», — резюмировала докладчик.

Франчайзинг по-украински

Отечественное законодательство требует, чтобы все договоры франчайзинга регистрировались в Государственной регистрационной службе. «Особенность этой регистрации в том, что она не проводится», — отметила Л.Шелковникова. Нет установленной процедуры, и государственные органы не знают о такой регистрации, потому заявителям следует ожидать отказа. Впрочем, официальный отказ не избавляет от обязанности зарегистрировать такое соглашение, поскольку договор считается действительным с момента его госреестрации.

В качестве возможного выхода юрист предложила структуризацию договора франчайзинга через инвестиционный договор, консалтинговый договор и договор аренды. Хотя, как отметила докладчик, этот пакет договоров может рассматриваться налоговой как мнимое соглашение. Кроме того, по ее словам, уже есть прецеденты, когда такие пакетные договоры в судебном порядке признавались ничтожными.

Впрочем, безвыходных ситуаций не бывает. Л.Шелковникова порекомендовала обращаться в суд с иском к госрегистратору с требованием осуществить регистрацию.

Еще одной особенностью отечественного франчайзинга является отсутствие требования о размещении информации в проспекте. По словам докладчика, это означает, что придется составлять запрос на коммерческое предложение с указанием всех пунктов, по которым следует достичь согласия.

Организатор: Группа компаний МОЛЛ (Mall Events)  — ShopAndMall.ru Российская торговая недвижимость и ритейл
Однако в целом показатели 2013 ниже, чем годом ранее, за счет ввода в эксплуатацию новых площадей и снижения индекса потребительской активности. Несмотря на снижение темпов роста розничной торговли в России, ряд непродовольственных сегментов продемонстрировали ускорение роста.

Развитие сети «Градус» обеспечивает система «1С-Рарус»  — CRN
Продовольственные товары, ред.8» на платформе «1С:Предприятие 8.2» создана комплексная система управления 37 магазинами и центральным офисом. В результате .. История сети началась в 2011 году с открытия нескольких торговых точек. Работу ..

Виктор Халын: логистика подтягивает рынки  — Главный деловой портал Ростова-на-Дону
Сама ситуация подтолкнула Виктора Халына сменить вектор своей деятельности, отказаться от розничной торговли и заняться логистикой. «Бизнесмен должен искать ниши, которые востребованы рынком, но не заполнены другими игроками, — объясняет ..

Развитие сети «Градус» обеспечивает система от «1С-Раруса»  — CNews.ru
Продовольственные товары, ред.8» на платформе «1С:Предприятие 8.2» создана комплексная система управления 37 магазинами и центральным офисом заказчика. Как результат, было централизовано .. Для нашего бизнеса необходимо консолидировать данные со всех торговых объектов.

Похожие страницы: