Регулирование Франчайзинга в Украине



Олег Дорофеев, адвокат международной юридической компании NOERR

Фрайчанзинг в Украине сегодня развивается очень активно, потому что это, пожалуй, один из самых простых и быстрых способов начать свой бизнес при минимальных стартовых вложениях. Понимается и потребителями, и предпринимателями он так же, как и во всем мире: одним предпринимателем другому передается комплекс прав, вследствие чего под одной и той же торговой маркой, в соответствии с одинаковыми стандартами, работает в любой точке страны либо торговая сеть, либо, например, заведение общепита. В результате потребитель может получить товар или услугу ожидаемого качества, где бы он ни находился. Самый яркий пример франчайзинговой модели в мире — «Макдоналдс».

Однако развивается франчайзинг в Украине по своим принципам и правилам, которые идут вразрез с законодательством страны. Почему это происходит? Согласно закону, для того чтобы вступить в отношения, понимаемые во всем мире как франчайзинг, необходимо заключить договор коммерческой концессии, который регулируется двумя нормативными документами — Гражданским кодексом и Хозяйственным кодексом Украины. Положения последних фактически дублируют друг друга и трактуют все положения о деятельности франчайзера (правообладателя) и франчайзи (пользователя прав) таким образом, что бизнес по ним полноценно работать не может. В частности, это касается необходимости регистрации договоров коммерческой концессии (франчайзинга). Согласно кодексам, регистрировать договор необходимо по месту регистрации правообладателя (т.е. предприятия или лица, которое передает комплекс прав), а если франчайзер находится за рубежом — по месту регистрации франчайзи. В любом случае это местная государственная администрация. Но ни в одном из законодательных актов на сегодняшний день процедура регистрации как таковая не прописана, и если предприниматели обращаются за регистрацией, им говорят: «Извините, у нас нет таких полномочий. В законодательстве порядок регистрации не прописан и мы не обязаны это делать».

Однако чаще всего стороны контракта вообще не обращаются за регистрацией, потому что не желают открывать третьей стороне свою конфиденциальную информацию и финансовые отношения.

«Наше законодательство прямо говорит, что если договор не зарегистрирован, то это не значит, что он недействителен»

Также наше законодательство прямо предписывает, что если договор коммерческой концессии (франчайзинга) не зарегистрирован, то это не значит, что он недействителен. Но при этом перед третьими лицами стороны договора не имеют права ссылаться на то, что у них есть договор коммерческой концессии (третьи лица — это потребители, любые органы, включая проверя­ющие структуры). Ситуация получается абсолютно абсурдная: вроде бы договор коммерческой концессии (франчайзинга) есть, но сослаться на то, что он существует, я не могу. А ведь такой договор предусматривает определенные права и обязанности, предписанные законодательством. Но если я не могу сослаться на то, что он существует, как же воспользоваться теми правами и обязанностями, которые оговорены?!

Чтобы перестраховаться и обойти непонятные законодательные требования по регистрации, которые неисполнимы на сегодняшний день, стороны иногда заключают отдельно два вида договоров: лицензионный и дистрибьюторский. По ним предприниматель поставляет свою продукцию и позволяет использовать собственную торговую марку. Однако при этом стороны не могут воспользоваться специфическими правами, предусмотренными именно отношениями в рамках коммерческой концессии (франчайзинга): ограничение территории, на которой имеет право работать франчази; установление обязательства не сотрудничать с конкурентом франчайзера; обязательство содержать помещение, аналогичное таким, как у франчайзера, или согласно инструкциям франчайзера. Ведь в Украине действует закон о защите экономической конкуренции, и согласно ему, такие положения в договоре могут расцениваться как антиконкурентные согласованные действия, которые запрещены. А вот практика франчайзинговых отношений не только не отрицает, но и предполагает такие ограничения. Франчайзинг является специальным видом договора, позволяющим использовать такого рода исключения, поскольку это специфический вид отношения сторон.

«Премьер Интернешнл» рассматривает возможности расширения своих сетей  — Контракты.UA
«У нас есть в данный момент в работе несколько объектов, в том числе строящихся, в Виннице, Тернополе и Черкассах. Ведем переговоры также по гостиницам в западной Украине», - заявила генеральный директор компании Ирина Седлецкая. По ее словам, в приоритете у компании ..

Похожие страницы: