Система Франчайзинга в России

БНК - В Сыктывкаре при поддержке Сбербанка открылся второй магазин
.franchisinguniverse.ru применяется специальная поисковая система, позволяющая подобрать франшизу в нужном секторе искомого вида деятельности.

Некоторые утверждают, что франчайзинг «изобрела» королева Испании Изабелла, когда она в 1492 дала Христофору Колумбу «франшизу» на развитие торговли с Новым Миром. Иронией судьбы в этом самом «Новом Мире» франчайзинг вновь начал развиваться в ХХ веке.

В США первой настоящей контрактной коммерческой франшизой считается франшиза компании «Зингер» по производству швейных машин, которая оформила свою франшизу в 1851 году. Чтобы прекратить «войну швейных машин», в которой четыре производителя преследовали друг друга, Исаак Зингер и его партнер-адвокат Эдвард Кларк организовали «Объединение швейных машин» с первым американским пакетом патентов, распределяющих среди производителей дистрибьюторские права. Фирма имела необыкновенный успех и без труда продавала свою продукцию. Была создана очень важная дистрибьюторская и маркетинговая концепция. Позже эта концепция превратилась в тот современный франчайзинг, который нам сегодня известен.

Преимущества концепции франчайзинга были подтверждены после Второй Мировой Войны в ресторанной и гостиничной индустриях. Первый серьезный прорыв во франчайзинге произошел в 50-х годах, когда имели большой успех франшизы известных ресторанов быстрого питания. В 1955 году возникла классическая франшиза - «Макдоналдс».

Бурное развитие франчайзинга началось в США в 60-е годы. Открылось огромное количество мини-отелей, небольших магазинчиков, прачечных, химчисток, пунктов автосервиса, ресторанов и кафе быстрого обслуживания, пунктов обслуживания бизнеса (копировальные и фотоработы, печать, быстрая доставка корреспонденции и др.), салонов красоты, ремонтных мастерских, оздоровительных и развлекательных клубов, туристических агентств и прочих предприятий малого бизнеса, работающих на основе франчайзинга.

В 1970 году объем продаж предприятий, работающих на основе франчайзинга, составил более 100 млрд. долларов, что превысило 25% общего объема различных продаж в США. В 1975 году объем франчайзинга удвоился, а в 1990 году объем продаж достиг 716 млрд. долларов.

Восьмидесятые годы характеризуются как период значительных сокращений персонала среднего звена в крупных корпорациях США. При этом менеджеры среднего уровня являются идеальными кандидатами для трансформации в франчайзи/покупателей франшизы. Они, как правило, относительно хорошо образованы, имеют карьерные устремления, обладают навыками трудной, упорной работы, но не готовы начать свой бизнес самостоятельно на пустом месте без предпринимательского опыта. Покупая франшизу, бывший менеджер получает уникальную возможность совместить огромный потенциал свободного предпринимательства с повседневной опекой владельца франшизы, кровно заинтересованного в успехе франчайзи.

Сейчас в США годовой объем продаж в системе франчайзинга превышает 1 триллион долларов. Имеется более 2500 франшизных систем в более 75 видах деятельности. Количество франшизных предприятий достигает более 800 000.

За последние 15 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют многие известные западные франшизные системы. Наряду с развитием международного франчайзинга отечественные франшизные системы завоевывают все большую долю рынка и весьма динамично развивают свои франшизные предприятия.

Считается, что первая франшиза на российской территории была продана компанией «Баскин Роббинс», которая весьма успешно развивается в России по схеме франчайзинга и по сей день. Однако фактически пионером российского франчайзинга стал бизнесмен Владимир Довгань, основавший сразу две франшизные компании: «Дока-Хлеб» и «Дока-Пицца». Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников и выпустил в 1994 году русскоязычную книгу о франчайзинге.

С 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год. С 2000 по 2001 год, за 2 года – количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год - появилось 29 новых франшиз. На графике представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2009 год.

Следует отметить, что данные, приведенные на графике, носят оценочный характер. Статистика франчайзинга никем не ведется. Вообще, к сожалению, понятие «франчайзинг» до некоторой степени размыто в России. К регистрации договоров коммерческой концессии, по известным причинам (волокита с регистрацией, приводящая к потере времени, а в конечном счете и потере денег) прибегают далеко не все предприниматели. Таким образом, можно дать только оценку количества франшиз. А такие оценки в России в разных источниках разбросаны от 300 до 900. Многие компании называют себя франшизными только потому, что просто планируют заняться франчайзингом, или слово иностранное понравилось. Таким образом, на наш взгляд, количество франшиз в России не превышает 500. Характер кривой, представленной на графике, говорит, что увеличение количество франшиз в России происходит с некоторым ускорением год от года. По-видимому, это связано с большим объемом ненасыщенного рынка торговли и сферы обслуживания, в особенности в регионах.

Перспективы развития франчайзинга в России положительны, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Следует отметить, что именно в крупных странах с большим количеством регионов, разбросанных на большие расстояния, франчайзинг с его системой регионального развития, основанной на так называемых «мастерских» франшизах, получил огромную популярность.

Tele2 подводит итоги 10 лет работы в Удмуртской Республике  — IzhLife.ru
Только за 2013 год компания перевела в новый формат самообслуживания 10 салонов сотовой связи, в том числе и в областных центрах Игре, Глазове, Можге и Якшур-Бодье.

Похожие страницы: